Биоразнообразие.
Биоразнообразие, или биологическое разнообразие, – это разнообразие всех форм жизни на Земле – животных, растений, грибов. Главными угрозами для биоразнообразия со стороны человека являются потеря среды обитания и деградация видов в результате развития сельского хозяйства и инфраструктуры, чрезмерная эксплуатация и загрязнение природы.
Зависимость благосостояния от биоразнообразия не всегда кажется жизненно необходимой и больше декларируется его информационная, научная и образовательная значимость. Однако биоразнообразие имеет практическую ценность, являясь источником биологических ресурсов, включая продукты питания, сырье для одежды и производства строительных материалов и т.д. Биоразнообразие важно для получения лесной, рыбной сельскохозяйственной продукции. Для поддержания урожайности сельскохозяйственных культур нужно генетическое разнообразие. Для многих растений, служащих пищей для человека, необходимы разные животные-опылители. Разнообразие видов служит целям безопасных биологических способов обеспечения жизни человека: борьба с сорняками и грызунами, самоочищение среды, возобновление, обогащение почвы и предотвращение эрозии. С сохранением биоразнообразия связано здоровье человека, включая получение лекарств, организацию отдыха и развитие доходного туризма, а эстетическая сторона восприятия разнообразных форм жизни улучшает качество жизни.
В настоящее время 189 видов животных и 274 вида растений имеют особый охранный статус на территории Республики Беларусь. Ряд видов имеет международный охранный статус (офрис насекомоносный, гвоздика песчаная, арника горная, большой подорлик, зубр, вертлявая камышевка).
Современное состояние и тенденции изменения биологического разнообразия в Республике Беларусь определяются в первую очередь динамикой изменения площадей, состояния и характера использования основных природных экологических систем. Продолжается процесс роста лесистости территории. С 2006 по 2014 год доля лесов увеличилась с 38 процентов до 39,3 процента от площади страны. С учетом высокой устойчивости лесных экологических систем и увеличения лесистости территории, а также перехода к экологически ориентированным формам ведения лесного хозяйства стабильность лесных экологических систем и связанного с ними биологического разнообразия в основном сохранится.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19.11.2010 № 1707 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 03.09.2015 № 743) Стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия http://www.government.by/upload/docs/file7f314d21163f74f6.PDF
- Биоразнообразие
- Целью данного этапа работы являлось изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории).
Для реализации этой цели 15.10.2021 года с детьми была проведена экскурсия знакомление с видовым разнообразием деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования.
Также с 12.10.2021 по 16.10.2021 были проведены занятия по развитию у детей представлений о разнообразии кустарников и деревьев в природе. А также выставка рисунков деревьев и кустарников, выполненных воспитанниками.
Также был проведен фотоконкурс среди воспитанников на лучший букет из опавших листьев.
Также в рамках изучения видового разнообразия деревьев и кустарников на территории учреждения организован уголок нетронутой природы. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья. На данном участке тропы самопроизвольно складывается естественный биоценоз - произрастают те растения, которые сами рассеялись и нашли благоприятные условия. На объекте много дикорастущих растений: мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, цикорий, крапива, пустырник, пижма и др., которые своим разнообразием притягивают взор детей, вызывая у них познавательный интерес.
Дата выполнения: осень 2021, лето 2022
Ответственные: Воспитатели дошкольного образования Зайко О.Н., Чучва И.И.
Выполнили: воспитанники групп №10, №12
Занятия, игры, беседы в уголке леса.
«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших дошколят покой».
А какие же деревья у нас здесь есть? Вы узнаете, отгадав загадки,
Вот первая.
«Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?»
«Даже ёлку мы в начале от сосны не отличали,
Раз торчат иголочки, значит, это ёлочка
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая как сосна».
-Дети, а какие вы ещё знаете хвойные деревья? (сосна, пихта, лиственница).
-Следующая загадка
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы».
— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.
Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».
- Назовите рябинку ласково (рябинушка, красавица рябинушка, кудрявая).
- Похожа рябина на березу или нет?
- Кто любит ягоды рябины?
- Определите настроение дерева?
Подарите рябинке подарки:
Капельку, чтобы рябинку поливала.
Червячка, чтоб земельку рыхлил.
Птичку, чтобы весной и летом весело пела.
Солнышко, чтобы рябинку согревало.
Ленточку, чтобы рябинку украшало.
Божью коровку, чтобы тля не губила.
- Следующая загадка
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из майских дней,
Май сережки дарит ей».
Хороша березка во все времена года, но особенно в осеннем уборе из золотых листьев.
Вопросы воспитателя к детям:
- Как выглядит березка?
- Из каких частей она состоит? (ствол, ветки, листья, сережки).
- Назовите березку ласковыми именами. Пофантазируйте и скажите на какое животное похожа березка.
- А сейчас я вам предлагаю вам взять лупы и рассмотреть кору березы. Что увидели? Кто живет под корой? Куда исчезли насекомые?
А сейчас мы с вами почитаем стихи о березе:
«Разбежались по лужайке,
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девицы подростки,
Белоствольные березки,
За руки взялись и вот, закружился хоровод».
Березка дарит свои листочки на память детям.
Беседа «Лес».
Ученым, кто изучает, леса пришлось немало потрудиться, прежде чем они смогли объяснить, что такое лес. Оказалось, что лес характеризуется своими признаками. Для ознакомления с некоторыми из них сравним два дерева одного возраста, одно из которых растет в лесу, а другое — на открытом месте. Давно замечено, что дерево, растущее в лесу, в тени, среди себе подобных соседей, по сравнению со свободно растущим деревом (на поляне, опушке) в борьбе за свет вынуждено тянуться кверху изо всех сил. Конечно же, в одинаковых условиях деревья одинаково получают силу роста. Кроме того, чем благоприятнее зоны питания дерева, тем оно растет быстрее, и наоборот, хотя и выросли из семян оба в одно время.
Попав в плохие жизненные условия, отстающие, в росте деревья постепенно ослабевают, и впоследствии гибнут. Так в лесу происходит естественный (отбор) деревьев, лесной площади, выживает лишь несколько экземпляров. Лесничими установлено, что самая большая конкуренция за существование наблюдается у деревьев ещё, когда они не большого роста, а к старости она ослабевает.
У дерева, растущего на свободе, нет соседей-конкурентов и поэтому нет надобности, бороться за свет, влагу и пищу. Если почва достаточно благоприятна, и дереву хватает витаминов, ему незачем тянуться в высоту. Стволы у таких деревьев короткие, конусообразные, а не длинные, как у выросших в лесу. Кроны шатровидные, низко опущенные.
Деревья в лесу начинают плодоносить на 10—20 лет позднее, чем на открытом месте. Созревшие в плодах семена падают на землю, и те, которые попадают в благоприятные условия, прорастают. Так появляется молодое поколение леса, идущее на смену старому. Но условия для выживания здесь очень суровые, и поэтому из-за недостатка, света и пищи деревья выглядят довольно жалкими, и угнетенными. Деревья достигают 15—20-метровой высоты. С помощью человека ускоряется процесс роста и развития нового леса, который достигается путем ухаживания и заботы о растениях.
Большое значение в жизни леса имеют низкорослые породы деревьев и кустарников (рябина, ольха, верба, смородина, шиповник, малина, и другие). Они играют положительную роль в повышении плодородия почвы за счет опадающих листьев и веток, а дикие животные и полезные лесу птицы находят здесь приют и пищу.
Вот таков из себя лес, являющийся одним из важнейших компонентов биосферы, вырабатывающий органические вещества. Теперь многие поняли, что жить по-прежнему — «выгодно сегодня, а там хоть трава не расти» — нельзя, надо думать о завтрашнем дне и жить по принципу: пользуйся, бери, но так, чтобы лес не исчезал с лица земли. Иначе наши потомки не скажут нам спасибо, как мы не можем сказать его тем, кто помог березе, осине, ольхе заменить сосну, ель, кедр.
В будущем леса приобретут еще более важное значение в жизни человека. Лес помогает решать проблемы. Недаром местная народная пословица гласит: «В лесу жить — голодом не быть». Поэтому охранять лес — долг каждого. Но чтобы сознательно и умело его охранять и разумно им пользоваться, надо знать все стороны его жизни, все его слабости и достоинства.
Деревья наши очень древнего происхождения. Их жизни проходили в тяжёлой борьбе за выживание, с вредными насекомыми и стихией. Деревья научились всему и существуют до сих пор. Но сегодня у них появился очень серьезный противник, вооруженный всеми средствами науки и техники, — человек.
«Земля – наш общий дом». Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Беседа «Значение леса».
Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Например:
Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство, всей планеты.
Откуда берётся чистый воздух? Люди давно, должны были израсходовать его, отравиться углекислым газом, который выделяется при дыхании.
Но воздух по-прежнему чист, особенно в лесу, вполне пригоден для дыхания. Почему? Потому что зеленое вещество в листьях растений планеты — хлорофилл — на свету поглощает из воздуха избыток углекислоты и выделяет чистый кислород. Этот чудодейственный процесс называется фотосинтезом. И основная роль в этом огромном процессе принадлежит лесу — деревьям, кустарникам, травам и мхам.
В наше время, когда на планете многие города и посёлки отравляют себя вредными газами, пылью и углекислотой, только леса и парки в состоянии оздоровить их. Лес всю жизнь встречает человека, щедро одаривая его своими милостями.
Давайте заглянем в прошлое. Лес всегда бескорыстно служил человеку. Началось это очень давно. Человек всегда пользовался услугами деревьев. Он спасался от хищных животных, ночевал в густых кронах, если не было подходящей пещеры. Потом человек научился добывать из дерева огонь, соорудил себе дом – и, наконец, смог сварить себе мясо, которое оказалось вкуснее сырого. А в ненастную погоду согревался у огня.
Лес для наших предков — это первая игрушка-волчок и первая «лапотная азбука», банный веник в качестве лекарства и звонкая балалайка, первая свирель и лучина, даровые грибы и орехи, плоды, ягоды; охотничья удача и душистая ветка черемухи.
Из древесины наши деды строили избы и роскошные хоромы, выделывали всякую домашнюю утварь, предметы культуры, орудия труда, охоты и защиты от врагов. И сейчас для нас лес — кладовая всевозможных богатств, источник народного процветания, символ достатка и могущества русской природы. Прошло немало времени, прежде чем люди научились добывать и сжигать каменный уголь, нефть, также имеющие растительное происхождение. Открытие металлов не вытеснило дерево из жизни людей. И сегодня дерево! На каждом шагу дерево! Оно легко обрабатывается, прочно, удобно, красиво, безвредно, дешево. Изделия и продукты, полученные из него, окружают нас со всех сторон. И, несмотря на довольно успешные попытки заменить древесину другими материалами, потребность в ней из года в год все увеличивается.
Каждый из нас с первых и до последних дней своей жизни связан с лесом. Стоит лишь оглянуться вокруг: дома, мебель, тетради, карандаши, спички — таков современный дар леса человеку.
Лес издавна кормил, обувал, одевал русского человека.
Лес — это красота земли нашей, любимая русским человеком и великолепная во все времена года, вечность природы.
Лес развивает в нас умение видеть и понимать прекрасное. Он служит источником творческого вдохновения, безграничной темой народной музыки.
Лучший отдых на природе — в лесу. Лес дает человеку заряд бодрости, доброго настроения, запас свежих сил и впечатлений.
Лес — хранитель и регулятор влаги в почве и воздухе.
А кому не приходилось ходить в лес за ягодами и грибами? Или на охоту? Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения находят там нормальную среду для своего произрастания, а дикие животные и птицы — приют и пищу.
О значении лесов в жизни планеты можно говорить много.
Охранять лес — наш долг, но, чтобы правильно охранять его и не приносить вред вместо пользы, надо знать, что охраняешь.
- А теперь мы пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать,
Обещаем вам, деревья,
Нежных листиков не рвать.
Обещаем вам, деревья,
Кору вашу не сдирать.
Острым ножиком блестящим
Свежих ран не ковырять.
Обещаем вам, деревья
Птиц певучих не пугать,
Обещаем вам деревья,
Лейкой землю поливать.
Обещаем вам, деревья,
Землю твердую рыхлить,
Ствол могучий или тонкий
Вам весною побелить.
Обещаем вам деревья,
Стать к вам чуточку добрее,
Обещаем вам деревья,
Стать вам ближе и роднее.
Чтобы жить нам вместе с вами
Настоящими друзьями.
Игры:
1. «Кто быстрее найдет березу, ель, лиственницу»
Дидактическая задача: найти дерево по названию. Описание игры: воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки и просит найти его: например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!»
2. «Найди дерево по описанию»
Дидактические задачи: найти предмет по описанию Описание игры: воспитатель описывает знакомое детям дерево, выбирая из них те, которые имеют малозаметные. Отличительные признаки (ель, рябина, береза и т.д.) дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
- Биоразнообразие
- Целью данного этапа работы являлось формирование представлений у детей о видовом разнообразии дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории).
22.04.2022 с детьми было проведено занятие «Травянистые растения – дикорастущие и культурные» по образовательной области «Ребенок и природа», в ходе которого воспитанники научились группировать растения по признаку отношения к человеку, также было рассказано о том, какое значение имеют растения в жизни человека. Дети научились правилам ухода за растениями.
Дети разбираются в дикорастущих растениях и могут назвать 3-5 дикорастущих растения на прилегающей территории учреждения (ромашка, крапива, одуванчик, чистотел, подорожник).
Дети знают, что на территории учреждения также можно найти дикорастущие травянистые растения и показывают это на картинках и схемах.
Дата выполнения: 22.04.2022
Ответственные: Воспитатели дошкольного образования Марчукевич Т.В., Дебело Т.К.
Выполнили: воспитанники группы №4
- Биоразнообразие
- Целью данного этапа работы являлось изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории).
08.10.2021 с детьми было проведено наблюдение «Птицы, обитающие на территории дошкольного учреждения».
А также было проведено занятие по образовательной области «Ребенок и природа» по теме «Узнай птицу по голосу», после занятия дети оформили выставку «Птицы моей страны»
В ходе проделанной работы, дети научились различать птиц, прилетающих на участок, расширили представления о птицах Беларуси и познакомились с основными правилами ухода за птицами.
В процессе изучения биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования было установлено, что она является местом обитания для многих птиц:
Голубь сизый
Воробей домовой
Синица
Снегирь
Ласточка городская
Сорока
Ворона
Скворец
Галка
Скворец обыкновенный
Sturnusvulgaris — певчая птица семейства скворцовых, широко распространённая на значительной территории Евразии, а также успешно интродуцированная в Южную Африку, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. На юге и западе Европы ведёт оседлый образ жизни, а в северной и восточной её части является перелётной, в зимние месяцы мигрируя на юг. Внешне (размерами, жёлтым клювом и темным оперением) слегка напоминает чёрных дроздов, но в отличие от них ходит по земле, а не прыгает.
Голубь сизый.
Си́зый го́лубь(лат. Columbalivia) — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби (Columbaliviavar. domestica). Во времена Великих открытий человек перевозил с собой всё своё имущество, в том числе и голубей. Впоследствии одичавшие голуби (Columbaliviavar. urbana) широко распространились в мире и стали синантро́пами, привычными обитателями городов и сёл.
Воробей домовый.
Воробей домовый (Passerdomesticus) чуть крупнее, более драчливый, потому полевой воробей предпочитает с ним не связываться. У домового воробья выраженный половой диморфизм – самцы и самки имеют сильно различающуюся окраску (у полевого – одинаковую). Самцы имеют больше коричневых вкраплений, более яркие, а самочки – серые. Черный “галстук” у полевого воробья выражен слабо, небольшим черным пятном ниже клюва.
Синица.
Семейство Синицевые - Paridae.
Обычный гнездящийся оседлый и кочующий вид. Распространен на всей территории республики. Часть птиц мигрируют на зимовку в страны Западной Европы, также на территории республики обнаруживаются синицы, окольцованные в регионах, лежащих к востоку и северо-востоку от Беларуси. В Беларуси гнездится по всей территории.
Хорошо известная птица размером с воробья. Голова и горло черные, верх головы у взрослых птиц с металлическим отливом. По бокам головы ниже глаз - белые пятна («щеки»). Спина серо-зеленая, маховые и рулевые перья серые. Грудь и брюхо желтые, посреди груди проходит черная полоса, которая у самцов в нижней части расширяется и достигает подхвостья, у самок и молодых птиц постепенно затухает на брюхе. Клюв черный, ноги синевато-серые. Вес самца 14-23 г, самки 15-24 г. Длина тела (оба пола) 13-15 см, размах крыльев 22-25 см. Длина крыла самцов 6,5-8 см, хвоста 5-7 см, цевки 2-3 см, клюва 1 см. Длина крыла самок 7-7,5 см, хвоста 5,5-7 см, цевки 2 см, клюва 1 см.
Синица – пёстрая неперелетная птичка из отряда воробьиных, небольшого размера. Кроме того, что она красиво поет, еще и неплохо справляется с бедой каштанов – напастью минирующей моли. Синица – это настоящее биологическое оружие, которое может спасти дерево от паразитирующих насекомых, просто поедая их.
Снегирь
Семейство Вьюрковые - Fringillidae.
Обычный гнездящийся оседлый и зимующий вид, чаще встречается в период кочевок, миграций и зимовки.
Немного крупнее воробья, взрослый самец хорошо узнаваем благодаря яркой светло-красной окраске оперения груди, щек и брюшка. Остальное оперение головы черное с металлическим отливом; спина голубовато-серая; крылья и хвост черные; надхвостье, подхвостье и поперечная полоса на крыле белые. Клюв черный, довольно толстый и короткий, ноги бурые. Самка и молодая птица отличаются тем, что у них ярко-красные тона заменены темно-серыми или красновато-серыми. Вес самца 25-35 г, самки 26-35 г. Длина тела (оба пола) 15-17 см, размах крыльев 22-29 см. Длина крыла самцов 8,5-10 см, хвоста 6,5-8 см, цевки 1,6-1,9 см, клюва 0,9-1,3 см. Длина крыла самок 8,5-9,5 см, хвоста 6-7,5 см, цевки 1,5-2,1 см, клюва 1-1,1 см.
Ласточка Городская
Семейство Ласточковые - Hirundidae.
Обычный гнездящийся перелетный и транзитно мигрирующий вид, однако распространен далеко не повсеместно.
Внешне похожа на деревенскую ласточку, но хорошо отличается вильчатым хвостом без «косиц», белым надхвостьем и чисто-белым оперением горла и груди (без рыжих и черных тонов). Клюв черный, ноги, включая пальцы, в белых перышках. Вес самца 16-22 г, самки 19-24 г. Длина тела (оба пола) 13-16 см, размах крыльев 26-32 см. Длина крыла самцов 11-12 см, самок 10,5-11,5 см.
По характеру полета и поведению похожа на деревенскую ласточку и также связана с культурным ландшафтом, однако отличается от нее целым рядом биологических характеристик.
Гнездится обычно колониями, в которых насчитывается до нескольких десятков пар. Гнезда располагает близко друг к другу, иногда настолько плотно, что они соприкасаются или даже склеиваются. Редко селится отдельными парами. Возвращается из года в год на прежнее место гнездования и занимает одно и то же гнездо в течение ряда лет, очищая его и меняя подстилку. Подновляет даже сильно поврежденные гнезда. Новые гнезда строит лишь при необходимости. К сооружению гнезда приступает через неделю-полторы после прилета и завершает его в зависимости от погодных условий, спустя 7-14 дней. Вновь образовавшиеся пары гнездятся поблизости от обладателей старых гнезд.
В послегнездовой период ласточки по несколько десятков и сотен особей садятся на провода ЛЭП. Формируется стая, которая собирается в определенных местах в утренние и вечерние часы. Днем птицы охотятся за насекомыми небольшими группами, летая над полями, лугами, полянами, водоемами, поселениями человека.
В ходе изучения видового разнообразия птиц на территории учреждения образования, воспитанниками была составлена схема.
Дата выполнения: 08.10.2021
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Жейгало А.А.
Выполнили: воспитанники группы №2
Участие в национальной акции "Осенние наблюдения за птицами"
Дата выполнения задания: 21.10.2021г. - 28.10.2021г.
Участники: воспитанники старших групп (20 человек)
- Биоразнообразие
1.4 Целью данного этапа работы являлось изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории).
С детьми было проведено занятие по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Насекомые», а также проведено наблюдение за насекомыми на улице. Дети изучили разнообразие наземных насекомых на территории учреждения.
Конспект занятия:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» (старшая группа)
Цели:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза,паук).
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Воспитатель: Ребята, о ком говорится в стихотворении (ответы детей)
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела - все это насекомые.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся чудеса (ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые (ответы детей)
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
( Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Воспитетель: Чем питаются насекомые?
( Ответы детей :цветочным нектаром, листьями растений)
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
( Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
( Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Воспитатель: Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
( Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Воспитатель: Назовите полезных насекомых?
( Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, (муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Воспитатель:Назовите вредных насекомых?
( Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
( Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
( Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными?
( Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)
Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых (они живые)
Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть 1 природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Физминутка.
Мы на месте покружились, в божьих коровок превратились
Мы на месте покружились, в кузнечиков прекратились.
Поднимайте плечики
Прыгайте ккузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп
Сели, сели травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Мы на месте покружились, в бабочек превратились.
В поле бабочки летают
Полетели, покружились, на цветке остановились.
1. Загадки.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
1. У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
2. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
3. Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
4. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
5. Всех жучков она милей, Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха.)
6. Многорукий царь Гордей Наплёл ловушек для сетей.
Как расставит он ловушки, Прошипит: «Ловитесь, Мушки!»(паук)
7. Самого не видно.
А песню слышно. (комар)
2. Игра: «Закончи предложение».
Жук большой,а комар…. маленький
Бабочка летает,а гусеница…ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи….в муравейнике
У птиц две лапки,а у насекомых…шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
1. Комар,енот, пчела.
2. Кузнечик, божья коровка, воробей.
3. Лягушка, комар, жук.
4. Медведь, бабочка,муха.
И т. д.
4. Игра «Летает не летает».
Воспитатель перечисляет насекомых. Если насекомое летает, то дети разводят руки в стороны,а если не летают,то хлопают в ладоши.
Бабочка,кузнечик,гусеница,комар,муха,муравей,божья коровка,стрекоза, т. д.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и побывали на чудесной полянке. Посмотрите, какая полянка красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
- А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
Воспитанники выступили перед родителями с информацией «Вредных животных не бывает». https://drive.google.com/drive/folders/15i3DRiEbjT6tCWZ_2i66oY8VUB_cNLWx?usp=sharing
Цель. Формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих действиях и поступках.
Задачи. Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного, экологически грамотного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желание строить взаимодействие с ними на гуманной основе). Вызвать стремление оказывать помощь животным, познакомить с правилами охраны и восстановления окружающей природы.
Оборудование. Набор иллюстраций животных, нагрудные значки для игры "Паутина жизни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клубок пряжи.
Ход занятия. Какие животные вам нравятся? А каких вы не любите? За что? Почему? Кто видел этих животных в природе? Что вы почувствовали при встрече с ними? Как вели себя? Все перечисленные вами животные необходимы природе и играют в ней очень важную роль. Иногда они некрасивы, а порой и неприятны на вид, но это вовсе не означает, что из-за этого они должны страдать по вине человека, тем более что большинство из них являются его надежными помощниками. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них.
Рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».
«Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно много их около воды. Точно легкое облачко носится в воздухе — то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.
— Ах ты, негодник! Зачем только ты живешь на свете!
Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комариная. Она живет в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, тот знает, что лучшая еда для них — мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете. А вот по ветке сирени медленно ползет жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь ее — испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не беспокоит, жучок опомнится и снова поползет. Он прилежно охотится за тлями — насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда и портят их — делают дырочки в плодах и листьях. Много деревьев и овощей попортили бы эти тли, если бы их не уничтожали жучки — божьи коровки. Не только божьи коровки уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по-своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые. Насекомым здорово достается от птиц, поэтому некоторые из них имеют окраску, пугающую их. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусны или даже ядовиты, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомого как будто предупреждает: «Не тронь меня, я невкусное». Эта окраска так и называется — предупреждающая. Вот почему спокойно ползают, по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, красно-клоп, лесной клоп, бронзовка».
Жуки не только приносят пользу, но и украшают нашу землю. Не трогайте и не обижайте жуков! А какую роль в природе выполняют муравьи? Муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.
Как вы думаете, что произойдет, если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их — переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит — и растений. А если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые также питаются комарами.
Погибали от рук людей и птицы, которых человек относил к «вредным» или использовал в пищу. В Китае хотели совсем уничтожить воробьев. В результате их отстрела из-за последующего размножения насекомых резко снизились урожаи в сельском хозяйстве.
А волк полезное или вредное животное? Почему люди уничтожают волков? Волки часто нападают на домашних животных, а иногда и на человека. Но в лесах они уничтожают больных зверей. Поэтому их называют «лесными санитарами». Плохих животных не бывает. Хищники тоже полезны для жизни лесного сообщества: они охотятся в основном на слабых и больных животных. Что будет, если в лесу совсем не останется, например, волков? Тогда зайцев разведется очень много, они могут съесть всю траву и обглодать кору деревьев. Без коры деревья начнут сохнуть и болеть. Плохо станет всем животным, которые живут в лесу.
Вот и подумайте: есть в природе только вредные или только полезные животные? В природе все взаимосвязано, и в ней нет только вредных или только полезных животных. «Плохо», «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Человеку животные приносят иногда вред, иногда пользу. Но люди должны понимать, что в природе вредных животных не существует, так как все они связаны между собой. Все животные нужны и важны в природе.
Игра "Паутина жизни". Дети в кругу. Все получают нагрудные значки и начинают игру, например с пчелы. Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".
Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Или даже "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым. Потяните за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки связи. Прошу одного отпустить свою ниточку: паутинка начнет рассыпаться. Так может случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.
Дата выполнения: 28.10.2021
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Крышалович О.А.
Выполнили: воспитанники группы №8
|
- Биоразнообразие
1.5 Целью данного этапа работы являлся анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования и было необходимо разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории.
С детьми было проведено занятие по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Биоразнообразие нашего сада». Был разработан план повышения биоразнообразия на территории ГУО «Ясли-сад №39 г.Гродно»
Цель: изучение и повышение биологического разнообразия на территории дошкольного учреждения образования, формирование бережного отношения к природе.
№
|
Мероприятие
|
Форма мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Составить карта-схему территории дошкольного учреждения.
|
|
Апрель-май
|
Участники проекта
|
2
|
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории дошкольного учреждения.
|
Фотосессия «Растения нашего сада»
|
Май
|
Участники проекта.
|
3
|
Изучить разнообразие птиц на территории дошкольного учреждения
|
Конкурс рисунков «Птицы нашего двора »
|
Июнь
|
Участники проекта.
|
4
|
Нанесение на карта-схему основных видов деревьев и кустарников.
|
|
Июль
|
Участники проекта.
|
5
|
Организовать посадку деревьев и кустарников, с целью увеличения биоразнообразия.
|
Конкурс на лучшее оформление групповой клумбы
|
Июль
|
Участники проекта воспитатели
|
6
|
Создать пруд, заселить его растениями.
|
Флешмоб «Наш пруд-наша гордость»
|
Август
|
Участники проекта, классные руководители.
|
7
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Соревнование по изготовлению кармушек.
Экологичская акция «Покормите птиц зимой»
|
Ноябрь-март
|
Участники проекта, воспитатели, родители
|
8
|
Привлечение воспитанников к сохранению биосистем.
|
-Создание табличек с названиями растений и установка их на территории дошкольного учреждения;,
-игры экологического профиля;
-создание экологической тропы
|
Май-март
|
Участники проекта, воспитатели, зам.зав. по ОД.
|
Дата выполнения: февраль 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Куклевская Е.В.
Выполнили: воспитанники группы №6, родители воспитанников
- Биоразнообразие
1.6 Целью данного этапа работы являлось изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц.
Был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку.
Совместно с родителями (законными представителями) изготовлены и размещены кормушки для птиц.
Изготовлено 12 кормушек для птиц, дети постоянно подкармливают птиц хлебом и семечками. Наблюдают как к кормушке прилетают воробьи, вороны.
Дата выполнения: март 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Гончарова Е.Н.
Выполнили: воспитанники группы №9, родители воспитанников.
- Биоразнообразие
1.7 Целью данного этапа работы являлось создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования искусственных гнездовий для птиц.
Среди лиственных деревьев, кустарников и елей уютно расположился «Птичий дом». Дошкольники с удовольствием наблюдают за пернатыми, изучают их особенности, знакомятся с видовым разнообразием, наблюдают за поведением, питанием, повадками.
Педагогами совместно с родителями были изготовлены скворечник, воронье гнездо, гнездо ласточек и размещены в уголке леса на территории дошкольного учреждения.
Детям, при посещении уголка леса объясняют, что деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи. Самые высокие деревья: сосны, ели, кедры. Однако, в лесу имеются и более низкие сосны, ели, кедры. Это молодые деревья, которые еще не выросли до высоты своих родителей, и они называются подростом. Детям объясняют, кто живет в верхнем этаже леса, в кронах деревьев? (птицы, насекомые, белки). Гнездятся на ветвях деревьев и крупные птицы: дикие голуби, ястребы, кукушки, вороны и другие. Здесь же, на верхнем этаже, в дуплах живут белки. Они спасаются от своего злейшего врага — куницы. Вот такой интересный дом получается!
Дата выполнения: май 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Куклевская Е.В.
Выполнили: воспитанники группы №6
- Биоразнообразие
1.8 Целью данного этапа работы являлось создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек».
В дошкольном учреждении создана Экологическая тропа, где есть Клумба для бабочек.
На этой полянке дети знакомятся с видами цветов, развивают эстетическое восприятие природы, закрепляют и обобщают знания, полученные в процессе общения с цветами, закрепляют представления о строение цветка: стебель, листья, цветки, корни. Педагоги уточняют знания детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода), обучают детей правилам ухода за растениями, воспитывают любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому.
Дети совершают прогулки к клумбе, любуются и рассматривают бабочек, после чего проводится конкурс рисунков «Самая красивая бабочка».
Дата выполнения: июнь 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Куклевская Е.В.
Выполнили: воспитанники группы №6
- Биоразнообразие
1.9 Целью данного этапа работы являлось Создание пруда, заселение его растениями.
В дошкольном учреждении создана Экологическая тропа, где есть Пруд.
Дети знакомятся с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения. Обучаются строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи, отгадывать загадки. Узнают, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. У детей развивается доброе отношение ко всему живому, стремление сохранить природу родного края.
Дата выполнения: май 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Чучва И.И.
Выполнили: воспитанники группы №12
- Биоразнообразие
1.10 Целью данного этапа работы являлось Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира.
В дошкольном учреждении существует уголок дикого леса, где дети могут ознакомится с деревьями. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья. На данном участке тропы самопроизвольно складывается естественный биоценоз - произрастают те растения, которые сами рассеялись и нашли благоприятные условия. На объекте много дикорастущих растений: мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, цикорий, крапива, пустырник, пижма и др., которые своим разнообразием притягивают взор детей, вызывая у них познавательный интерес.
Беседа «Лес».
Ученым, кто изучает, леса пришлось немало потрудиться, прежде чем они смогли объяснить, что такое лес. Оказалось, что лес характеризуется своими признаками. Для ознакомления с некоторыми из них сравним два дерева одного возраста, одно из которых растет в лесу, а другое — на открытом месте. Давно замечено, что дерево, растущее в лесу, в тени, среди себе подобных соседей, по сравнению со свободно растущим деревом (на поляне, опушке) в борьбе за свет вынуждено тянуться кверху изо всех сил. Конечно же, в одинаковых условиях деревья одинаково получают силу роста. Кроме того, чем благоприятнее зоны питания дерева, тем оно растет быстрее, и наоборот, хотя и выросли из семян оба в одно время.
Попав в плохие жизненные условия, отстающие, в росте деревья постепенно ослабевают, и впоследствии гибнут. Так в лесу происходит естественный (отбор) деревьев, лесной площади, выживает лишь несколько экземпляров. Лесничими установлено, что самая большая конкуренция за существование наблюдается у деревьев ещё, когда они не большого роста, а к старости она ослабевает.
У дерева, растущего на свободе, нет соседей-конкурентов и поэтому нет надобности, бороться за свет, влагу и пищу. Если почва достаточно благоприятна, и дереву хватает витаминов, ему незачем тянуться в высоту. Стволы у таких деревьев короткие, конусообразные, а не длинные, как у выросших в лесу. Кроны шатровидные, низко опущенные.
Деревья в лесу начинают плодоносить на 10—20 лет позднее, чем на открытом месте. Созревшие в плодах семена падают на землю, и те, которые попадают в благоприятные условия, прорастают. Так появляется молодое поколение леса, идущее на смену старому. Но условия для выживания здесь очень суровые, и поэтому из-за недостатка, света и пищи деревья выглядят довольно жалкими, и угнетенными. Деревья достигают 15—20-метровой высоты. С помощью человека ускоряется процесс роста и развития нового леса, который достигается путем ухаживания и заботы о растениях.
Большое значение в жизни леса имеют низкорослые породы деревьев и кустарников (рябина, ольха, верба, смородина, шиповник, малина, и другие). Они играют положительную роль в повышении плодородия почвы за счет опадающих листьев и веток, а дикие животные и полезные лесу птицы находят здесь приют и пищу.
Вот таков из себя лес, являющийся одним из важнейших компонентов биосферы, вырабатывающий органические вещества. Теперь многие поняли, что жить по-прежнему — «выгодно сегодня, а там хоть трава не расти» — нельзя, надо думать о завтрашнем дне и жить по принципу: пользуйся, бери, но так, чтобы лес не исчезал с лица земли. Иначе наши потомки не скажут нам спасибо, как мы не можем сказать его тем, кто помог березе, осине, ольхе заменить сосну, ель, кедр.
В будущем леса приобретут еще более важное значение в жизни человека. Лес помогает решать проблемы. Недаром местная народная пословица гласит: «В лесу жить — голодом не быть». Поэтому охранять лес — долг каждого. Но чтобы сознательно и умело его охранять и разумно им пользоваться, надо знать все стороны его жизни, все его слабости и достоинства.
Деревья наши очень древнего происхождения. Их жизни проходили в тяжёлой борьбе за выживание, с вредными насекомыми и стихией. Деревья научились всему и существуют до сих пор. Но сегодня у них появился очень серьезный противник, вооруженный всеми средствами науки и техники, — человек.
Воспитатели с детьми играют в игры:
1. «Кто быстрее найдет березу, ель, лиственницу»
Дидактическая задача: найти дерево по названию. Описание игры: воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки и просит найти его: например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!»
2. «Найди дерево по описанию»
Дидактические задачи: найти предмет по описанию Описание игры: воспитатель описывает знакомое детям дерево, выбирая из них те, которые имеют малозаметные. Отличительные признаки (ель, рябина, береза и т.д.) дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.
Также дети сами высаживают деревья.
Было проведено выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования «Как ухаживать за посаженными деревьями»
Дата выполнения: март 2022
Ответственные: Воспитатель дошкольного образования Гончарова Е.Н
Выполнили: воспитанники группы №9
Травянистые растения.
Задание1.2. Изучение видового разнообразия дикорастущих растений на территории детского сада.
Дата: 5 апреля 2024
Участники: 5 воспитанников старшей группы №6, воспитатель
Куклевская Е.В.
Общее количество воспитанников, участвующих в проекте: 20 чел.
«В поисках дикорастущих травянистых растений на территории детского сада»
Первая крапива на участке Вот он, подорожник!
«Долго мы плутали, но первый одуванчик отыскали!»
Картосхема дикорастущих травянистых растений
на территории детского сада
Обозначения на картосхеме:
крапива подорожник одуванчик клевер
Гнездование птиц.
Задание1.7. Создание на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающих к нему территории) искусственных гнездовий для птиц.
Дата: 15 марта — 2 апреля 2024
Участники: 10 воспитанников старшей группы №6, воспитатель
Куклевская Е.В., родители.
Общее количество воспитанников, участвующих в проекте: 20 чел.
Картосхема размещения искусственных гнездовий для птиц на территории
ГУО «Детский сад №39 г. Гродно»
Беседа с родителями и детьми
«Зачем нужны скворечники?»
"Клумба для бабочек", апрель 2024 года